Изготовление памятников и
благоустройство могил
в Краснотурьинске Свердловской области
Краснотурьинск
Отправить коллекцию специалистам для оценки и подбора наилучшего решения
Заказать
Здесь будут фотографии из раздела Выбор памятника по фото

Мы собрали 5803 фотографии существующих могил.
Фотографии разделены на удобные подборки и детальные категории.
Легко найти лучший вариант оформления места захоронения близких.

Музей смерти – что это?

музей смерти Смерть – это страх. Смерть – это ужас. Похороны – это боль, плач и отчаяние. Кладбище – это сосредоточение негатива, обитель траура и место, пропитанное людской печалью… Так-то оно так, вот только не совсем.

Кладбище уже более десятка лет является для меня «офисом» - местом работы. Страшно ли мне видеть смерть? Да не особо. Ужасно ли мне осознавать то, что каждый из нас смертен? Да как-то привык. Слёзы – это естественная реакция человеческого организма на потерю близкого человека, а боль и отчаяние – эмоции, обусловленные отсутствием понимания того, как жить дальше в одиночку.

Человек устроен так, что он боится всего неизведанного: маленькие дети – темноты, взрослые предпочитают опасаться непролазных чащоб и горных вершин. То, что хотя бы теоретически может представлять опасность.

Смерть не является исключением. «Terra incognita» - земля неизведанная, называли потусторонний мир древние люди. И боялись, как и всего, что находится за пределами пещеры.

Со временем пещеры превратились в города, а на смену страху пришло смирение. Человек перестал стараться ускользнуть от судьбы – напротив, древние люди начали подбирать «ключик» к идеальной загробной жизни: хоронить вместе с погибшим его имущество, рабов, или даже жён.

Естественно, что у разных народов с течением времени сформировались различные траурные обряды: одни предпочитали сжигать усопших, другие – хоронить, третьи – выкидывать тела в пропасть или топить. Причём, заметьте, я говорю сейчас не о вероисповедании – в данном случае оно, скорее, является следствием, нежели причиной. Ведь испокон веков человеку удобно верить в то, что стало для него привычным на протяжении долгих лет.

Впрочем, оставим ненадолго Мир Древний, и переместимся в современность. Какую картину мы наблюдаем сегодня? Большинство людей точно так же боятся смерти. Темноту осветили фонарями, лес – вырубили, морское дно бороздят подводные лодки, а в космосе вовсю налаживают связь орбитальные спутники. И только загробный мир по-прежнему остался слепым пятном - «Terra incognita».

Многочисленные суеверия, приметы, магические ритуалы… Этот список можно продолжать до бесконечности. И объединять эти понятия будет одно слово – выдумка. Доподлинно человек не знает о смерти ровным счётом ничего, и все сделанные относительно потустороннего мира выводы безосновательны.

Лично я уже давно стал воспринимать смерть как нечто естественное. Как темноты не бывает без света, так и жизни не было бы без смерти. Но это всё – лирика. Сегодня я хотел бы рассказать о месте, в котором можно хотя бы немного изучить смерть – не пустые догадки, а факты, сохранившиеся до нашего времени.

Смерть и похоронная культура в Советском Союзе

Я ведь не случайно начал свои рассуждения именно с самых первых дней развития человечества. Обычный советский гражданин был крайне похож на непросвещённого кроманьонца – он точно так же боялся смерти, точно так же стремился как можно реже о ней вспомнить, и фактически не имел представления о том, что где-то возможен «мир ритуальных услуг».

Объясню, что я имею в виду: в СССР не было ни смерти, ни любви. Вернее, как сказать… Если смерть, то обязательно героическая, а если любовь – то светлая и чистая. Отклонение от общепринятых канонов строго каралось на самом высоком уровне.

Поэтому все старые кладбища – стихийные. Там нет никакой централизованности: людей не хоронили, а, скорее, закапывали. Гробы, памятники… Обычный житель мог получить только изделия кустарного производства, собранные из «песка и палок» на заднем дворе обедневшей конюшни. Если речь шла о соблюдении традиций – то говорилась она в полголоса, с обязательной оглядкой через плечо. К мертвым отношение должно было быть строго определённым: закопал и забыл.

Первый в Мире музей погребальной культуры

Впервые бороться с советским наследием начал новосибирский выставочный проект «Некрополь», основанный в 1992 году. Специалисты, работающие в нём, не боялись наказания за свои слова и действия, а потому поднимали даже те вопросы, которые были за гранью морали.

Обречённый погибнуть, проект заметили зарубежные спонсоры. Идея, щедро сдобренная финансированием, получила стремительное развитие: уже на третий год своего существования, организация переехала в Петербург, а позднее – в Москву, где и проходили первые выставки различного похоронного оборудования и принадлежностей, а также проводились конференции, посвящённые похоронным практикам разных стран.

На одной из таких выставок и произошла знаменательная встреча: основателя «Некрополя» судьба совершенно случайно свела с чешским бизнесменом – производителем кремационного оборудования. Результатом сотрудничества двух деятелей стало открытие первого в России частного крематория.

Заведение открылось буквально «несмотря ни на что»: началу работы крематория препятствовали все, от городских властей до общественности. В период с 2000 по 2003 год на предприятие было составлено и передано в суд 18 исков, по 13 из которых состоялись слушания и разбирательства. Однако, дерзкая затея увенчалась принеся владельцам – прибыль, а людям – не только очередной мемориальный комплекс, но и стационарную выставку, названную «Музей Смерти».

Официальное открытие музея произошло только в 2012 году. Скорее всего, столь позднее публичное представление связано с весьма банальной вещью: у администрации просто не хватало выставочных экспонатов и древних артефактов, чтобы по-настоящему удивить и привлечь публику, а с демонстрацией того не многого, что удалось собрать, справлялась и выставка.

В настоящее время подобных проблем, кстати, не наблюдается: в выставочных залах представлены более 30 тысяч экспонатов, унаследованные, как говорится, из всех времён и народов. Особенно примечательными предметами являются гравюры, различные картины и открытки, элементы траурного гардероба, посмертные маски и даже образцы похоронного транспорта.

Сам директор музея как-то сказал о своём проекте следующее: «Сегодня «Некрополь» - уже далеко не выставка, и даже не просто музей с экспонатами. Это, в первую очередь, место великой скорби, породившей не менее великие вещи. Почему я так считаю? Обернитесь, и взгляните на историю человечества: все предметы искусства, которыми человечество может полноправно гордиться, созданы авторами в момент утраты близких людей».

«Когда у тебя на душе остаётся только пустота, нет ни чувств, ни эмоций, краски исчезают из жизни. Человек чистится энергетически, и эта новая, чистая энергия и позволяет творить. Художник берёт кисть, автор – перо, а скульптор – глину, и из их рук выходят шедевры. За каждым шедевром так или иначе стоит смерть. Потому что только она учит правильно жить».

Это очень оригинальная точка зрения. Лично я в чём-то соглашусь с автором, но, практически ежедневно наблюдая людей, которым уже пришлось пережить смерть близких, я замечаю одну вещь: «очиститься», как сказал автор, дано далеко не всем. Лишь только по-настоящему сильные духом, волевые люди, способны не отчаяться, а продолжать творить. Однако, далеко у всех бывших заказчиков я наблюдал этот «огонь» в глазах. Многих смерть заставила просто смириться с бренностью бытия и просто ждать… Чего? Лично мне это так и осталось непонятным.

Подробнее о структуре музея

Как я уже говорил, назвать музей погребальной культуры «маленьким» вряд ли получится даже у самых необъективных критиков. Разумеется, до масштабов Эрмитажа ему ещё далеко, однако на то, чтобы тщательно осмотреть все три выставочных зала, понадобится не менее шести-восьми часов.

Экспонаты в музее, можно сказать, разделены по трём категориям: теория и история, практика и «машинное отделение». Впрочем, давайте говорить обо всём по порядку.

Зал первый: «История погребальной культуры»

Являясь «чисто теоретическим», этот зал представляет интерес в первую очередь для историков и любителей всего необычного. Осматривать его будет интересно даже тем, кто не интересовался похоронной культурой в принципе: ничего страшного, пугающего или откровенно противного под стеклом витрин не наблюдается.

Самая первая экспозиция представляет собой смоделированное похоронное бюро, из которой посетитель проходит в мастерскую для пошива траурной одежды, которой, к слову, в музее представлено более нескольких сотен экземпляров. Здесь найдутся и платья, и костюмы, и головные уборы, и даже аксессуары: дамские сумки, кошельки, зонты и платки. Траурная бижутерия располагается отдельно, соседствуя с залом, в котором собраны изделия из волос умерших.

Подобное внимание «траурной моде» оказано не случайно: в былые времена демонстрация скорби могла продлиться от года до пяти, на протяжении которых женщинам полагалось выглядеть строго определённым образом. Я думаю, что это было настоящим испытанием для прекрасных дам, но, ничего не поделаешь – традиции есть традиции.

Помимо элементов гардероба, в первом выставочном зале собраны и другие элементы, связанные с трауром: образцы погребальных урн, фотографии в жанре «post morten» (дословно – после смерти) и многие другие вещи, на перечисление которых уйдёт не один, и даже не два абзаца. Скажу лишь то, что в первом выставочном зале найдутся даже реконструкции похоронных процессий.

Зал второй: «Похоронные обряды в мировой культуре»

Хотя, лично я бы его назвал «практика похорон». Посудите сами: второй выставочный зал представляет собой ангар, в котором публике демонстрируется экспозиция скелетов, облачённых в традиционные церемониальные одежды разных народов Мира. Даже звучит жутко, не правда ли?

Впрочем, эти залы всё ещё остаются доступны для каждого посетителя. А вот вторая, более зрелищная часть выставки, она, что называется, из разряда «не для слабонервных». Об этом, кстати, говорят и сами сотрудники музея, отговаривая от посещения также пожилых людей, маленьких детей и беременных женщин.

Итак, что собой представляет выставочный зал: по сути своей, это реконструкция бальзаматорской комнаты, берущей своё начало в Древнем Риме и оканчивающейся лабораторией современных хирургов. Причём, самое интересное в ней – это каждый этап бальзамирования, который был искусственно воссоздан и помещён в стазис.

Почему туда не рекомендуется входить слабонервным? Да потому, что мастера-танатокосметологи работают с фрагментами человеческих тел разной степени разложения. Думаю, дальше на эту тему рассуждать не стоит – это лучше видеть (или, как раз-таки, НЕ видеть) своими глазами.

Зал третий: «История похоронного транспорта»

Как видно из названия, в третьем выставочном зале музей мировой погребальной культуры находится абсолютно всё, что связанно с похоронным транспортом. Причём, когда я говорю «всё» - подразумевается в буквальном смысле всё: здесь Вы найдёте и ручные тележки, и повозки с каретами, и образцы первых катафалков (от советских «ГАЗ 21» до различных «Фордов» и «Мерседесов»), и даже небольшую мастерскую, в которой раньше изготавливали убранство для похоронного транспорта.

Стоит ли отправиться в музей похоронной культуры?

Завершает выставочный комплекс экспозиция гробов и памятников. Последних, я бы сказал, собрано очень мало – в моём деле разновидностей надгробий гораздо, гораздо больше. Впрочем, не стоит забывать: Вы идёте в музей, а не в гранитную мастерскую. Между тем, на некоторые представленные в экспозиции экспонаты было интересно посмотреть даже мне.

Посетить музей или нет? Согласитесь, это личное дело каждого. По-другому ответить я просто не мог. Однако, в моих силах описать впечатления, оставленные после посещения «Некрополя»: я находился в прострации. Слишком много нового узнал о том, в чём считал себя если не экспертом, то и не профаном, некоторые ощущения, оказались, пожалуй, даже слишком острыми. Я бы сказал так: положительное впечатление произведёт он конкретно на Вас, или отрицательное – зависит исключительно от характера и сложившегося в течение жизни мировоззрения. Но вот за то, что подобное место не оставит равнодушным никого, я точно готов поручиться.

Традиции
Нравится94

Комментарии

Авторизуйтесь через любой аккаунт
Комментировать
Поделитесь ссылкой на эту страницу
Полированный пол на могиле
Полированный пол на могиле
Полированная плитка - есть возможность, откажитесь от этого, если вы не "цыган". Есть способы и варианты сделать лучше. Внешний вид это только для чужих, вам придется эксплуатировать такую могилу. А если все таки решились, то делайте это осознанно. Не говорите потом, что вас не предупреждали.
Акция
Закажите гранитную вазуЗакажите гранитную вазу и получите единоразовую уборку захоронения в подарок!
Вы из Краснотурьинска?
Верно
Выбрать город
Города РФ Города СНГСНГ Выбрать конкретное кладбищеКонкретное кладбищеКладбище
очистить поле ввода
Найти
Вас интересует Краснотурьинска
Узбекистан
Результат поиска